Дербент — самый южный город Российской Федерации. Расположен на западном побережье Каспийского моря, на реке Суходол, к северу от устья реки Рубас, там, где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь узкую трёхкилометровую полосу равнины. Замыкая её, город образовывал так называемый Дербентский или Каспийский проход. Роль Дербента и Дербентского прохода в древности была велика, он был расположен в одном из самых стратегически важных и топографически удобном месте знаменитого Прикаспийского пути, связывающего Восточную Европу и Переднюю Азию. По разным версиям возраст Дербента насчитывает от 2-х до 5-ти тысяч лет! Дербент -это окно России на Восток. Этот древний город стоит на перекрестке торговых путей и культур разных цивилизаций, к следам которых вы сможете прикоснутся своими руками. Во время экскурсии по городу мы посетим:
Сосновая роща, где под тенью деревьев ведутся археологические раскопки древнего Дербентского поселения. Здесь же рядом расположена смотровая площадка, откуда виден весь город.
Крепость Нарын-Кала – исторический и архитектурный памятник, сердце города Дербент, построенная еще в VI веке царями персидской династии Сасанидов. Крепость до сих пор поражает своими масштабами. В 2003 году она была включена в список памятников исторического наследия ЮНЕСКО.
Старый город – улочки средневековых кварталов (магалы) Старого города сохранили до наших дней свою запутанную планировку. Попадая сюда через древние городские ворота, можно ощутить себя на самом настоящем Востоке.
Джума-мечеть – самая древняя мечеть на территории СНГ, построенная еще 732 году. Исторический и культовый памятник, дошедший до нас в первозданном виде.
Музей-археологический раскоп – остатки культовых построек X-XIII века, которые после завершения археологических раскопок были накрыты стеклянным куполом. Над куполом раскинулся стеклянный мост.
Экраноплан Лунь – первый и единственный в мире боевой экраноплан, вооруженный шестью ракетами, он же «проект 903». Был сконструирован в Нижнем Новгороде и в 1986 году спущен на воду. Испытания он проходил на Каспийском море. За свои размеры он получил от американцев прозвище «Каспийский монстр». «Лунь» планировалось запустить в серийное производство, в Нижнем Новгороде завершалась сборка второй машины, но распад Советского Союза внес свои коррективы в эти планы.